Календарь событий

Рекомендуем

Группа В контакте Группа однокласники Группа facebook Группа tweetter

Святослав Рихтер

Святослав Теофилович Рихтер — российский пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Ленинская премия(1961), Государственная  премия СССР (1950). Знак зодиака — Рыбы.

Святослав Рихтер родился 20 марта (7 марта постарому стилю) 1915 года в Житомире, в семье обрусевших немцев. Детство и юность провел в Одессе, где начальное музыкальное образование получил у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене, и работавшего концертмейстером оперного театра.

Постоянно заниматься с сыном отец не мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать занятиям с учениками. Это была обычная ситуация для семьи музыкантов-профессионалов. Поэтому уже с девяти-десяти лет Святослав был практически предоставлен самому себе. Лишь в течение недолгого времени он брал уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту свободу действий мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все ноты, которые были в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры.

Постепенно Рихтер научился играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором. С пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно: становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме моряка.

После окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами, аккомпанируя различным музыкантам, и набирался опыта.

В 1932 году он переходит на работу в Одесский оперный театр и становится помощником дирижера С. Столермана. Рихтер помогает ему на репетициях и в работе с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года пианист дает первый клавирабенд — сольный концерт — в Одесском доме инженеров, исполняя произведения Ф. Шопена. Концерт прошел с большим успехом, но в то время юноша еще не задумывался о том, чтобы профессионально учиться музыке.

Свой первый концерт юный музыкант дал в 1934 году.

И только через пять лет, весной 1937 года, Рихтер наконец отправился в Москву поступать в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой исполнитель не имел никакого музыкального образования. На приемном экзамене Рихтера услышал выдающийся пианист Генриха Густавовича Нейгауза.. С этого дня Рихтер стал его любимым учеником. О первой встрече с двадцатидвухлетним музыкантом рассказал сам Генрих Густавович: «Студенты попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? — спросил я. — Нет, он нигде не учился. Признаюсь, ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на смельчака. И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: „По-моему, он гениальный музыкант". После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще… С этого дня Святослав Рихтер стал моим учеником».

Нейгауз принял Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого слова. Как позже писал сам Нейгауз, учить Рихтера было нечему — нужно было только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к своему первому учителю. Интересно, что, переиграв чуть ли не всю мировую фортепианную классику, он никогда не включал в программу Пятый концерт Бетховена, считая, что не сможет сыграть его лучше своего учителя.

26 ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории состоялся дебют Рихтера перед столичной аудиторией. В этом первом концерте он выступал вместе со своим учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь музыканта-исполнителя.

«…Он сумел „наверстать" упущенное в смысле достижения всеобщего признания, условно говоря, за один вечер… — комментировала критика знаменательный ноябрьский клавирабенд 1940 года, — в свои… двадцать пять лет был сразу воспринят как законченный пианист мирового класса…»

В 1941 году отец Рихтера был репрессирован как немецкий шпион, мама Рихтера вынуждена была эмигрировать в Германию и была лишена возможности не только видеться с сыном, но и переписываться с ним.

Во время войны (1941-1945) Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева.

Он объехал почти всю страну. Даже государственный экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале консерватории. После этого выступления комиссия постановила выгравировать имя Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории.

Один из концертов в Москве в Большом зале консерватории в 1944 году стал для него, еще студента нейгаузовского класса — государственным экзаменом. Тогда и было официально засвидетельствовано окончание им высшего музыкального учебного заведения.

В 1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Он долго не хотел заявлять о своем участии в нем, так как считал несовместимыми понятия музыки и соревнования. Но участвовать в конкурсе он стал для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего учителя Нейгауза. Один из очевидцев тех событий К.Х. Аджемов рассказывал: «Помню особую настороженность публики перед выступлением Рихтера. Он заметно волновался. Неожиданно погас свет. На эстраду вынесли свечи. Рихтер весь отдался музицированию. Он играл две прелюдии и фуги из первого тома „Хорошо темперированного клавира" Баха… Неторопливо раскрывалась гениальная музыка, в служителе которой каждый присутствовавшийчувствовал человека высокой души и сердца… Исполнение запомнилось навсегда».

Последующие годы он провел в беспрерывных гастролях. При этом постоянно расширялась география концертных поездок. «Жизнь артиста превращается в сплошной поток выступлений без отдыха и передышки, — пишет В.Ю. Дельсон. — Концерт за концертом. Города, поезда, самолеты, люди… Новые оркестры и новые дирижеры. И опять репетиции. Концерты. Полные залы. Блистательный успех…».

До 1960 концертировал только в СССР и странах советского блока, затем — по всему миру. Являлся инициатором ежегодного летнего фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводились с 1964 в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция) и ежегодного зимнего фестиваля «Декабрьские вечера» (проводится с 1980 в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина). Последние публичные выступления Рихтера состоялись в 1994 году.

В сознании нескольких поколений отечественных музыкантов и любителей Святослав Теофилович Рихтер запечатлелся не просто как пианист, пусть даже очень крупный, но и как носитель высочайшего артистического и нравственного авторитета, олицетворение современного универсального музыканта-просветителя. Его репертуар включал в себя музыку разных эпох, от Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя до Игоря Федоровича Стравинского, Пауля Хиндемита, Эдварда Бенджамина Бриттена и Джорджа Гершвина. Его высшие исполнительские достижения связаны с творчеством Йозефа Гайдна, Людвиг ван Бетховена, Франца Шуберта и других романтиков, Модеста Петровича Мусоргского, Клода Дебюсси, Бела Бартока, Прокофьева (который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату), Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Искусство Рихтера, одушевленное стремлением к точной передаче композиторского замысла, характеризовалось фантастическим богатством пианистических красок, ярко выраженным волевым началом и исключительной духовной силой. Святослав Теофилович был не только выдающимся солистом, но и уникальным ансамблистом; среди его партнеров — певцы Нина Львовна Дорлиак (сопрано, жена Рихтера), Дитрих Фишер-Дискау, Петер Шрайер, инструменталисты Давид Федорович Ойстрах, Ростропович, российские музыканты более молодого поколения (в том числе Олег Моисеевич Каган, Наталья Григорьевна Гутман, Андрей Владимирович Гаврилов, Юрий Абрамович Башмет), видевшие в Рихтере своего наставника. (Левон Оганесович Акопян)

аграды и звания

3-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1-я премия, 1945);

Народный артист РСФСР (1955);

Народный артист СССР (1961);

Герой Социалистического Труда (1975);

Сталинская премия (1950);

Ленинская премия (1961);

Н Государственная премия РСФСР имени Михаила Ивановича Глинки (1987) — за концертные программы 1986 года, исполненные в городах Сибири и Дальнего Востока;

Государственная премия Российской Федерации (1996);

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995);

Три орден Ленина (1965, 1975, 1985);

Орден Октябрьской Революции (1980);

Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1985);

Премия «Грэмми» (1960);

Премия Роберта Шумана (1968);

Премия Леони Соннинг (1986);

Премия Франко Аббьяти (1986);

Премия «Триумф» (1993);

Почётный доктор Оксфордского университета (1992);

Почётный доктор Страсбургского университета (1977);

Почётный гражданин города Таруса (Калужская область) (1994);

Действительный член Академии творчества (Москва);

Другие ордена и медали, и ордена и медали иностранных государств.

22 марта 2011 года в Житомире установили мемориальную доску Рихтеру.

Исполнение Святослава Рихтера отличается легкостью и техническим совершенством, авторским подходом к произведению, тонким  музыкальным чувством.

Сохранилось достаточно мало студийных записей Рихтера, однако есть много обычных записей с концертов, в том числе, достаточно многие можно прослушать и увидеть на Youtube. Записи, на первый взгляд, производят впечатление глубоко любительских и даже некачественных, и причина тому – темнота, бывшая на сцене во время выступлений Рихтера, когда лампой освещались только ноты, стоящие на пюпитре фортепиано. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.

Святослав Рихтер вместе с легендарным директором музея имени Пушкина в Москве Ириной Антоновой придумали музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который проводится в музее с 1981 года. Особенностью фестиваля является проведение объединённых одной темой концертов и художественных выставок в залах музея. «Он очень любил кинематограф, - вспоминает президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. - Прекрасно знал кино. У меня есть письмо, где он пишет из Парижа: "В этом месяце случилось что-то необычное. Я видел 40 фильмов". То есть, были дни, когда он ходил по два раза в кино. Он очень много посещал театры. Его видели в театрах всегда».

Рояль, когда-то подаренный Рихтеру, стоит сейчас в Пушкинском музее. В своё время тяжелый инструмент не прошел в дверной проем квартиры пианиста. Возможно было задействовать кран, но в итоге сделали проще – Рихтер подарил его музею, так как все равно играл там часто.

Святослав Теофилович Рихтер

.

Автор: Alex-Kostr